info@o-crimea.ru

|    пн - пт : 06:00 - 22:00   |   +7 (978) 833-18-17   |   +7 (978) 833-18-53

Балаклавский подземный музейный комплекс

Экскурсии по Крыму

[an error occurred while processing the directive]

Балаклавский подземный музейный комплекс

 

Случилось так, что в силу недавних исторических обстоятельств Балаклава была закрыта для массовых посещений. Мало кто знает, что после войны, когда возможность ядерного удара стала реальной, был принят «Сталинский план создания подземных городов». И в 1949 году правительством началась его разработка. При необходимости в Севастополе должны были надолго укрыться под землей все основные военные и гражданские объекты. И не просто укрыться, но и продолжить там работу. С обострением ядерной угрозы связано и строительство сверхсекретного объекта- подземного завода по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Он работал там более двадцати лет, но только избранные знали о том, что же находится глубоко под землей.

 

Это самое большое на Черном море комбинированное противоатомное фортификационное сооружение. Некоторые заводские помещения представляют собой трехэтажное здание, целиком вырубленное в толще скалы. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигла 10 метров, а наибольшая толщина скального грунта над объектом-126 метров. Завод мог бы выдержать прямое попадание американской ядерной ракеты типа «Томагавк», разрушительная сила которой в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Вход перекрывался противоатомной бетонной дверью весом в 24 тонны. За время строительных работ, которые начались в 1957 году и проводились в четыре смены, общая выработка скального грунта превысила 200 тысяч кубометров. В случае ядерной войны в этой подземной гавани, где работали специалисты высочайшего класса, могла бы укрыться бригада субмарин. В штольнях было оборудовано минно- торпедное хранилище. Впоследствии рядом складировались ядерные боеголовки, которыми оснащались вооружение подлодок. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру узлов и деталей подводных кораблей. Производственный цех и подсобные помещения протянулись на 300 метров. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения.

 

Сооружение представляло собой объект противоатомной защиты первой категории, включающий в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта подводных лодок, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается он в горе Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода. Со стороны бухты — вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом. В дневное время он служил мостом, по которому двигались машины и пешеходы, и одновременно маскировал вход в штольню. На батопорте и прилегающих к нему бетонных стенах, стараниями художников из маскировочной службы разведуправления, был воссоздан скальный пейзаж, а вверху устроена своеобразная панорама из макетов жилых домов. Поэтому издали никто не догадывался, что же на самом деле расположено на берегу живописной бухты. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. А под покровом ночи батопорт открывали, и подлодки бесшумно проскальзывали внутрь. Затем многотонные железные двери закрывались, что позволяло полностью изолировать подземный завод. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 8 до 12 м. Общая площадь помещений завода превышает 5000м. кв., площадь подземной водной поверхности равна 3000м.кв..

 

Кроме загрузки боеприпаса, подводные лодки могли подзарядить свои аккумуляторные батареи, для этого здесь стояли огромные генераторы. Подземный склад топлива позволил хранить до четырех тысяч тонн нефтепродуктов. Там же личный состав субмарин пополнял запасы пресной воды и продуктов. Лодка могла находиться на заводе до месяца, а затем также глубокой ночью выходить прямо в открытое море. Заводские цеха были рассчитаны на автономную работу, каждый имел свою систему вентиляции, а работающие в находящихся через стену помещениях зачастую не знали, чем занимаются «соседи»- таков был уровень секретности.

 

На экскурсиях по музею говорят, что из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуска во все подразделения завода.

 

Поскольку завод по ремонту подводных лодок являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка, и завод прекратил свою деятельность.

 

Сегодня этот подземный комплекс является единственным в СНГ историческим памятником инженерно- технического искусства. В нем расположены экспозиции, рассказывающие о самых ярких эпизодах истории Военно-морского флота СССР. Подземный музей в Балаклаве поистине уникален. Нечто подобное на планете есть только в горах Канады, где в годы холодной войны располагалось огромное противоатомное убежище. Теперь эта гордость фортификационного искусства является туристическим объектом.

Экскурсии, включающие Балаклавский подземный музейный комплекс

Балаклава

[an error occurred while processing the directive]

Не знаете что выбрать? Нужна консультация?

Наш менеджер свяжется с вами и проконсультирует по интересующим вопросам.

Заказать звонок

Рассчитать
Тур-конструктор

Перейти
Тур в Крым 2019

Разработка сайта –

Отправить заявку

Заявка отправлена

В ближайшее время наш менеджер свяжется с вами.