Чуфут-Кале
Чуфут-Кале – обитель караимов, народа, сегодня практически исчезнувшего с лица земли. (На сегодняшний день их всего около 2 000 в мире. Чуть больше 500 караимов проживает в Крыму). Пройдя по улочкам этого города-призрака, Вы прикоснетесь к вечности. Прислушайтесь, закройте глаза…Кто знает, что могут рассказать нам эти стены? Подниматься к пещерному городу довольно долго, кому-то эта прогулка может показаться утомительной. Но те, кто посетил Чуфут-Кале, ни минуты не жалеют об этом путешествии. Кстати, пещерный город и его окрестности не раз послужили съемочной площадкой – здесь снимались эпизоды таких фильмов, как «Финист – ясный сокол», «Яды или Всемирная история отравлений», «Сердца трех», «Варвары», «Трудно быть богом», «Джокер» и многих других.
Чуфут-Кале – обитель караимов, народа, сегодня практически исчезнувшего с лица земли. (На сегодняшний день их всего около 2 000 в мире. Чуть больше 500 караимов проживает в Крыму). Пройдя по улочкам этого города-призрака, Вы прикоснетесь к вечности. Прислушайтесь, закройте глаза…Кто знает, что могут рассказать нам эти стены? Подниматься к пещерному городу довольно долго, кому-то эта прогулка может показаться утомительной. Но те, кто посетил Чуфут-Кале, ни минуты не жалеют об этом путешествии. Кстати, пещерный город и его окрестности не раз послужили съемочной площадкой – здесь снимались эпизоды таких фильмов, как «Финист – ясный сокол», «Яды или Всемирная история отравлений», «Сердца трех», «Варвары», «Трудно быть богом», «Джокер» и многих других.
С VIII в городом владели хазары, а после их ухода из Таврики город становится центром христианского Кырк-Орского княжества, В 1299 году войска золотоордынского темника Нагая во время очередного набега на Крым разорили Кырк-Ор. А в 40-х годах XIVв., в период правления золотоордынского хана Джанибека, он был окончательно захвачен татарами.
Позднее, с образованием Крымского ханства, сюда была перенесена ставка хана, и город-крепость стал временной столицей ханства. К началу XVI в. здесь проживали мусульманская, христианская и караимская общины.
После ухода татар в свою новую столицу — Бахчисарай и переселение христиан в соседний Мариамполь, караимы остались в городе, который татары стали называть Чуфут-Кале- иудейская крепость. Караимы же называли свой город Джуфт-Кале- Двойная крепость. В середине XIX столетия караимы постепенно покинули свое родовое гнездо Джуфт-Кале, расселившись по Крыму, в Евпаторию переместился их духовный центр. Город опустел, и его многовековая история закончилась.
«Пещерный город» Чуфут-Кале начинается от Малых ворот -(Кучук-Капу) или Южные, «тайные». Узкий проход от ворот в город давал возможность защитникам крепости уничтожать попавших туда врагов.
Многоярусные искусственные пещеры, первые на пути в крепость, в основном хозяйственного назначения. Некоторые из них служили укрытием. Ученые полагают, что эти пещеры — остатки христианского монастыря XI в., который стоял на этом месте и был действующим вплоть доXVв.
Далее тропа идет мимо руин мечети XIVв. К мавзолею Джанике -ханум, дочери хана Тохтомыша. Она родилась здесь и с 1420-х годов была правительницей Кырк-Ора, вплоть до своей кончины в 1437г. В знак признания её заслуг в правление Менгли- Гирея был сооружен этот мавзолей-образец сельджукской архитектуры XVв.
Мавзолей примыкает к Средней, самой древней оборонительной стене города с воротами Орта-Капу (Средние ворота). Восточнее этой стены располагался «новый город», где с XIII в. стали селиться караимы.
Ещё одно сооружение хорошо сохранившееся — усадьба Фироковича. В этом доме-караимской усадьбе долгие годы жил один из последних обитателей Чуфут- Кале, собиратель древних рукописей, известный караимский историк А.С. Фиркович (1786-1874). Его работы позволили воссоздать историю караимского народа и городища Чуфут-Кале.
Вход в город прикрывают восточная оборонительная стена и Ворота Биюк-Капу (Большие ворота) с надвратной башней, сооруженные в XIV-XV вв. Протяженность стены-128м, а высота-8м. С наружной стороны вырубленный ров глубиной 9м. Эту стену соорудили караимы. Здесь в «новом городе», у северного обрыва находился тюремный каземат, где татары держали знатных пленников. Среди них были воевода В. Шереметьев, захваченный в плен в 1600., князь А. Ромодановский, гетман Н. Потоцкий…
На городище хорошо сохранились молитвенные дома караимов — кенаса.
Большая Соборная кенаса датируется XIVв., а Малая-XIIIVв., построена караимами, перебравшимися в Чуфут-Кале с Мангупа. Обе кенасы находятся за глухими каменными стенами. В Большой кенасе устраивались торжественные праздничные службы, а в Малой- повседневные службы и собрания.
Снаружи, рядом с Малыми воротами, находится вход в уникальную подземную галерею.
Галерея в 2001г., поле трехлетних раскопок. Здесь находится вертикальный 30- метровый колодец и 80 метровую горизонтальную галерею, на стенах которой сохранились разнообразные надписи и рисунки и даже клеймо византийского мастера, руководившего работами по сооружению этого сооружения. Это сооружение, судя по всему, появилось в V-VI вв. нашей эры и основное его предназначение — снабжение городища пресной водой. Примерно в XV в. вода здесь иссякла, колодец и галерею засыпали. Пятьсот лет сюда не ступала нога человека.
В 2002г. в подземной галерее была сделана ещё одна уникальная находка — клад из четырех с лишним тысяч серебряных и золотых монет XIV-XV вв.
От Чуфут-Кале можно пройти к Иосафатовой долине, названной в честь одноименной долины в Иерусалиме. Здесь расположилось родовое караимское кладбище. Здесь могила Фирковича, могилы многих известных и неизвестных караимов. Самые древние надгробия с надписями на древнееврейском языке датируются XIII в. Они представляют собой двурогие изваяния, испещренные древнееврейскими письменами. Здесь зафиксированы около 10000 памятников. Есть и безмогильные памятники, йолджы-таш — камень путнику в виде прямоугольника. Их по традиции устанавливали умершим на чужбине.
Кладбище в священной дубовой роще Балта -Тиймез (топор не коснулся, тюрк.) — святое место для караимов. По сей день многие из них, завещают похоронить себя здесь.